вторник, 20 октября 2020 г.

Задания по литературе для учащихся 11 класса

 

Литература

11 класс

 

Задание 1. Назовите произведение и автора. 

А. Почти рядом с ним на другом столике сидел студент, которого он совсем не знал и не помнил, и молодой офицер… Вдруг он услышал, что студент говорит офицеру про процентщицу, Алёну Ивановну, коллежскую секретаршу, и сообщает ему её адрес.

Б. Екaтеринa Ивaновнa игрaлa трудный пaссaж, интересный именно своею трудностью, длинный и однообрaзный, и Стaрцев, слушaя, рисовaл себе, кaк с высокой горы сыплются кaмни, сыплются и всё сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестaли сыпaться, и в то же время Екaтеринa Ивaновнa, розовaя от нaпряжения, сильнaя, энергичнaя, с локоном, упaвшим нa лоб, очень нрaвилaсь ему.

В. Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности < > На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный…

Г. Страшное известие о бородинском сражении, о наших потерях убитыми и ранеными, а ещё более страшное известие о потере Москвы были получены в Воронеже в половине сентября. Княжна Марья, узнав только из газет о ране брата и не имея о нём никаких сведений, собралась ехать отыскивать князя…

Д. С стесненным, переполненным слезами сердцем я хотел уже выйти из хаты, как вдруг мое внимание привлек яркий предмет, очевидно нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешевых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов», – единственная вещь, которая осталась мне на память об  О… и об ее нежной, великодушной любви.

Задание 2. Назовите произведение, автора и имя героя, который видит сон. 

А. «Потом < > приснилась другая пора: он в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как < >, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать».

Б. И вот снится ему: они идут с отцом по дороге к кладбищу и проходят мимо кабака; он держит отца за руку и со страхом оглядывается на кабак < > в большую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка, одна из тех, которые – он часто это видел – надрываются иной раз с высоким каким-нибудь возом дров или сена, особенно коли воз застрянет в грязи или в колее, и при этом их так больно, так больно бьют всегда мужики кнутами, иной раз даже по самой морде и по глазам, а ему так жалко, так жалко на это смотреть, что он чуть не плачет, а мамаша всегда, бывало, отводит его от окошка. Но вдруг становится очень шумно: из кабака выходят с криками, с песнями, с балалайками пьяные-препьяные большие такие мужики в красных и синих рубашках, с армяками внакидку. «Садись, все садись! – кричит один, ещё молодой, с толстой такою шеей и с мясистым, красным, как морковь лицом, - всех довезу, садись! Но тотчас же раздаётся смех и восклицанья…

Задание 3.Назовите литературных героев, которых характеризуют следующие детали:

А. Зеленый драдедамовый платок

Б. Старое, ветхое, студенческое пальто

В. Настоящий восточный халат…без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный

Задание 4.Определите по биографическим фактам,  о каких писателях идет речь

А. Этот великий русский писатель до 19 лет безвыездно жил в родительском поместье Орловской губернии. Дворянин по происхождению, разночинец по образу жизни, поэт по призванию, неутомимый путешественник (не раз бывал в Турции, в Греции, в Египте, странствовал по Сирии, Палестине, плавал на Цейлон, изъездил всю Европу), первый русский писатель, который получил Нобелевскую премию по литературе. Умер в Париже в 1953 году.

Б. Родился  в Нижнем Новгороде в семье столяра. Довольно рано остался без родителей и был воспитан деспотичным по натуре дедом. Образование мальчика продлилось всего два года, после чего он должен был бросить учёбу и пойти на заработки. Благодаря способности к самообразованию и блестящей памяти ему удалось всё же приобрести знания в разных областях.

Задание 5.Назовите литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину ХIХ века и традиции которого нашли свое отражение в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского? 

Задание 6. Назовите модернистское поэтическое течение начала XX в., одним из ярких представителей которого являлся А.А.Блок. 

Задание 7. Укажите название художественного приёма, который М.Е. Салтыков-Щедрин использует в текстах «Сказок»: в них действуют животные, а подразумеваются люди с их слабостями и пороками.

Задание 8. Какой художественный приём синтаксической организации стиха применяет Ф.И.Тютчев при создании стихотворения «Эти бедные селенья»? 

 Эти бедные селенья,

Эта скудная природа –

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа.

Задание 9. Определите размер стихотворения. Кто автор данного произведения?

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..

Задание 10. Какие изобразительные средства использованы в следующем фрагменте стихотворения.

Молчит обнаженная осень…

И падают листья, как первые слезы,

И молча грустят одинокие розы...

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий