понедельник, 30 марта 2020 г.

31.03.20, творческое объединение "Патриот"

Тема.Теоретическое занятие.Самозознание.Совесть.Удовлетворение и счастье    
В психологии самосознание понимается как, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный "образ Я".
Ребёнок далеко не сразу осознает себя как "Я"; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени - как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.
   Стадии (или этапы) развития самосознания:
Открытие "Я" происходит в возрасте 1 года.
К 2-м - 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
На формирование самосознания влияют:
- Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
- Оценка результатов своей деятельности
Компоненты самосознания по В. С. Мерлину ( В. С. Мерлин - советский психолог. ):
- осознание своей тождественности (тождество, идентичность, одинаковость; единство, общность, равенство, синонимичность, тождественность, сходность, совпадение, однозначность, адекватность);
- осознание своего собственного "Я" как активного, деятельного начала;
- осознание своих психических свойств и качеств;
- определенная система социально-нравственных самооценок.
Функции самосознания: 
- получение информации о себе;
- эмоционально-ценностное отношение к себе;
- саморегуляция поведения.
 Значение самосознания: 
1.Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
2.Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
3.Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.
СОВЕСТЬ — этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю, сторону ее самосознания. В отличие от мотива (чувства долга), совесть включает и самооценку уже совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед обществом.
 Совесть обязует человека своими действиями не просто заслужить уважение к себе (не унижать себя), как, скажем, чувство чести и личного достоинства, но полностью отдавать себя служению обществу, передовому классу, человечеству.
 Совесть, кроме того, предполагает способность индивида критически относиться равно к своим и чужим мнениям в соответствии с объективными потребностями общества, а также ответственность человека не только за собственные действия, но и за все то, что происходит вокруг него.
 Совесть — общественно воспитуемая способность человека. Она определяется мерой его исторического развития, а также его социальной позицией в тех объективных условиях, в которые он поставлен. Как активная ответная реакция человека на требования общества и его прогрессивного развития совесть является не только внутренним двигателем нравственного самосовершенствования личности, но и стимулом ее деятельно-практического отношения к действительности. Совесть может проявляться как в рациональной форме осознания нравственного значения своих действий, так и в комплексе эмоциональных переживаний («угрызения совести»). Воспитание в каждом человеке совести — одна из наиболее важных сторон формирования личности.
Сча́стье — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого призвания, самореализации.
Давайте рассмотрим следующие  высказывания о счастье.
1.Сократ
Утверждал, что счастье заключается в реализации собственной природы, а первым шагом на пути к нему является самопознание.
2.Аристотель
По его мнению, достичь счастья можно только путем добродетельного поведения, соблюдая во всем принцип умеренности – золотой середины.
3.Лев Толстой
Для того чтобы быть счастливым, надо одно - любить, и любить с самоотвержением, любить всех и все, раскидывать на все стороны паутину любви: кто попадется, того и брать.
4.Авраам Линкольн
Большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми.
5.Джордж Бернард Шоу
Мы не имеем права потреблять счастье, не производя его.
Счастье – нравственное удовлетворение от сознания правильности основной жизненной линии поведения.
Секрет счастья – в умении доставить и людям, и себе радость, в умении организовать свою жизнь так, чтобы с наибольшей полнотой выявить свои творческие способности.
Источник счастья в полноте проявления физических и духовных сил человека. Счастье многогранно. Главный стержень человеческого счастья – творчество в любой области: в труде умственном и физическом. В творениях человек проявляет свою индивидуальность, часть его Я вливается в море общей культуры.
Пять ступеней счастья
1.Удовлетворённость самим фактом существования – я живу
2.Удовлетворённость материальными благами – у меня есть
3.Удовлетворённость общением с другими людьми – я не одинок
4.Удовлетворённость творчеством – я созидаю, создаю, творю, оставляю что-то после себя.
5.Удовлетворённость от совершенствования своей жизни – я отдаю, я изменяюсь.
Удовлетворение является эмоциональной реакцией на счастье, душевным ответом на исполненное желание или цель. Чувство удовлетворения обычно возникает и проявляется при достижении крупной цели, и термин обычно ассоциируется именно с такими случаями.
                                              
2.Творческая работа. Написать мини - сочинение «Я счастлив, когда…»

Комментариев нет:

Отправить комментарий