Шестнадцатое апреля
Классная работа
Тема. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике
1.
Ознакомьтесь с
теоретическим материалом.
Языковая
норма – это образец того, как принято говорить и писать в данном языковом
обществе в данную эпоху.
Норма
определяет, что правильно и что нет, она рекомендует одни языковые средства и
способы выражения и запрещает другие. Языковые нормы объективно складываются в
процессе языковой практики членов общества. Нормы могут изменяться с течением
времени, но все же на протяжении длительного времени они стабильны. Соблюдение
языковых норм облегчает использование литературного языка. Существуют нормы
орфоэпические, орфографические, синтаксические, пунктуационные, лексические,
морфологические и стилистические.
Орфоэпические нормы – это нормы произносительные, предписывающие, как
поставить ударение в слове, как произнести тот или иной звук.
В
русском языке существуют определенные правила орфоэпии. В устной речи
безударные О и А, Е, Я и И совпадают. Парные твердые и мягкие согласные перед
гласными [Э], [О], [У], [И], [А], [У] в исконно русских словах произносятся
мягко [ВИД] РО, [ЛИ]СА, [ПА]ТЬ, [ВО]Л. В заимствованных словах согласные перед
Е произносятся в разных словах по – разному: и как мягкие (ФА[НЭ]РА),и как
твердые (КАШ [НЭ]).
-
А каково русское ударение? Что мы знаем о нем?
а).
Русское ударение свободное, разноместное: оно может падать на любой слог:
диктор, артист, иллюстрация, магнитофон.
б).
Русское ударение подвижное: оно может переходить в одном и том же слове с
одного слога на другой: сторона – сторонка – стороны.
в).
Выделение голосом в произнесении самого важного по смыслу слова – особый вид
ударения, называемого логическим.
-
При затруднении в постановке ударения и произношении слов можно пользоваться
орфоэпическим словарем, словарем ударений. (Учащимся показываются словари).
Орфографические нормы – это правила написания слов. Они закреплены в
орфографических словарях, школьных учебниках по русскому языку, в пособиях.
Синтаксические нормы регулируют образование словосочетаний и предложений.
-
Нельзя, например, говорить показывает о том…(показывает что?), уверенность в
победу (в победе), оплачивать за проезд (оплачивать что? проезд). Нельзя
говорить «Посмотрев этот фильм, мне стало грустно.» (Посмотрев этот фильм, я
загрустил. Мне стало грустно, после того как я посмотрел этот фильм.)
Пунктуационные нормы диктуют правила постановки знаков препинания. Эти
правила изложены в учебниках, пособиях.
Лексические нормы – это нормы, которые
регулируют правила использования и сочетания слов в речи. В соответствии с этим
лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность.
Морфологическая норма – это норма (т. е.
правило) правильного образования грамматических форм слов различных частей речи
(например, правила образования форм числа, рода и т.д . При нарушении морфологических норм возникают
разные речевые ошибки.
Стилистические нормы - нормы употребления стилистически окрашенной
лексики и фразеологии, т. е. слов и выражений, закрепленных за определенным
функциональным или экспрессивным стилем, а так же нормы употребления
оценочных слов и лексики разных исторических эпох.
2.Перепишите.Поставьте
ударение в словах
Щавель,
петля, сажень, сироты (мн.ч.), обеспечение, усугубить, ржаветь, хозяева,
ходатайство, каталог, жалюзи, квартал, кухонный.
3.Перепишите. Вставьте
пропущенные буквы.
Аркадий
ощущал беск…нечное унижение, когда осе…ими х…олодными в..ч…рами, проб…раясь от
казармы к своему дому, вынужден был вязнуть в чмокающей глине, раскачиваться на
грязной дороге, словно пьяный, и выд…рать из тр…сины ноги; а дома, прежде чем
войти в свою х…лостяцкую квартиру,
щеточкой сч…щать с сапог грязь, согнувшись в три погибели на крыльце, потом
битый час мыть эти сапоги в бочке с в…дой, прот…рать тряпкой и ставить сушить,
чтобы назавтра утром вск…чить чуть свет и первым делом опять же занят…ся
проклятыми сап..гами, - ведь не появиш…ся же перед солдатами в нечище…ой обуви.
4.Исправьте
ошибки в использовании причастных и
деепричастных оборотов (обособленных определений и обстоятельств).Исправленные предложения запишите.
Получив
известие от Павла, радость охватила Ниловну. Маршировавшие казаки по
дороге не давали никому проехать в город. Стоявшая
маленькая керосиновая лампа на столе освещала только середину комнаты. Изучая
«Слово о полку Игореве», у нас возникает вопрос, кто автор этого произведения.
5.
Перепишите. Расставьте знаки препинания.
После
долгой ночи потраченной на невеселые бесполезные мысли которые мешали спать и казалось усиливали духоту и мрак ночи Лаевский чувствовал себя разбитым и вялым.
Домашнее задание. Написать сочинения по текстам №23,24.
Комментариев нет:
Отправить комментарий