среда, 15 апреля 2020 г.

16.04.20 русский язык 11 класс


Шестнадцатое апреля
Классная работа
Тема. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике
1.     Ознакомьтесь с теоретическим материалом.
Языковая норма – это образец того, как принято говорить и писать в данном языковом обществе в данную эпоху.
Норма определяет, что правильно и что нет, она рекомендует одни языковые средства и способы выражения и запрещает другие. Языковые нормы объективно складываются в процессе языковой практики членов общества. Нормы могут изменяться с течением времени, но все же на протяжении длительного времени они стабильны. Соблюдение языковых норм облегчает использование литературного языка. Существуют нормы орфоэпические, орфографические, синтаксические, пунктуационные, лексические, морфологические и стилистические.
Орфоэпические нормы – это нормы произносительные, предписывающие, как поставить ударение в слове, как произнести тот или иной звук.
В русском языке существуют определенные правила орфоэпии. В устной речи безударные О и А, Е, Я и И совпадают. Парные твердые и мягкие согласные перед гласными [Э], [О], [У], [И], [А], [У] в исконно русских словах произносятся мягко [ВИД] РО, [ЛИ]СА, [ПА]ТЬ, [ВО]Л. В заимствованных словах согласные перед Е произносятся в разных словах по – разному: и как мягкие (ФА[НЭ]РА),и как твердые (КАШ [НЭ]).
- А каково русское ударение? Что мы знаем о нем?
а). Русское ударение свободное, разноместное: оно может падать на любой слог: диктор, артист, иллюстрация, магнитофон.
б). Русское ударение подвижное: оно может переходить в одном и том же слове с одного слога на другой: сторона – сторонка – стороны.
в). Выделение голосом в произнесении самого важного по смыслу слова – особый вид ударения, называемого логическим.
- При затруднении в постановке ударения и произношении слов можно пользоваться орфоэпическим словарем, словарем ударений. (Учащимся показываются словари).
Орфографические нормы – это правила написания слов. Они закреплены в орфографических словарях, школьных учебниках по русскому языку, в пособиях.
Синтаксические нормы регулируют образование словосочетаний и предложений.
- Нельзя, например, говорить показывает о том…(показывает что?), уверенность в победу (в победе), оплачивать за проезд (оплачивать что? проезд). Нельзя говорить «Посмотрев этот фильм, мне стало грустно.» (Посмотрев этот фильм, я загрустил. Мне стало грустно, после того как я посмотрел этот фильм.)
Пунктуационные нормы диктуют правила постановки знаков препинания. Эти правила изложены в учебниках, пособиях.
Лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. В соответствии с этим лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность.
Морфологическая норма – это норма (т. е. правило) правильного образования грамматических форм слов различных частей речи (например, правила образования форм числа, рода и т.д . При нарушении морфологических норм возникают разные речевые ошибки.
Стилистические нормы - нормы употребления стилистически окрашенной лексики и фразеологии, т. е. слов и выражений, закрепленных за определенным функциональным или экспрессивным стилем, а так же нормы употребления оценочных слов и лексики разных исторических эпох.
2.Перепишите.Поставьте ударение в словах
Щавель, петля, сажень, сироты (мн.ч.), обеспечение, усугубить, ржаветь, хозяева, ходатайство, каталог, жалюзи, квартал, кухонный.
3.Перепишите. Вставьте  пропущенные буквы.
Аркадий ощущал беск…нечное унижение, когда осе…ими х…олодными в..ч…рами, проб…раясь от казармы к своему дому, вынужден был вязнуть в чмокающей глине, раскачиваться на грязной дороге, словно пьяный, и выд…рать из тр…сины ноги; а дома, прежде чем войти в свою  х…лостяцкую квартиру, щеточкой сч…щать с сапог грязь, согнувшись в три погибели на крыльце, потом битый час мыть эти сапоги в бочке с в…дой, прот…рать тряпкой и ставить сушить, чтобы назавтра утром вск…чить чуть свет и первым делом опять же занят…ся проклятыми сап..гами, - ведь не появиш…ся же перед солдатами в нечище…ой обуви.
4.Исправьте  ошибки в использовании причастных и деепричастных оборотов (обособленных определений и обстоятельств).Исправленные предложения запишите.
Получив известие от Павла, радость охватила Ниловну. Маршировавшие казаки по дороге не давали никому  проехать в город. Стоявшая маленькая керосиновая лампа на столе освещала только середину комнаты. Изучая «Слово о полку Игореве», у нас возникает вопрос, кто автор этого произведения.
5. Перепишите. Расставьте знаки препинания.
После долгой ночи потраченной на невеселые бесполезные мысли которые мешали спать и  казалось усиливали духоту и мрак ночи  Лаевский чувствовал себя разбитым и вялым.

Домашнее задание. Написать сочинения по текстам  №23,24.



Комментариев нет:

Отправить комментарий